Мерно движутся волны великого течения флогистона, бережно хранящие в своих глубинах хрустальные сферы миров Множественной Вселенной. Этот океан не имеет ни начала, ни конца, он не подвластен даже самому Времени. Чуждая всему живому, материя флогистона не породила обитателей: вся жизнь сосредоточена там, на крохотных островках, отделенных друг от - друга неисчислимыми расстояниями. Но разум не знает границ и не терпит оков. Много-много веков назад представители различных рас обращали свой пытливый взор на небо, пытаясь разгадать его вечную тайну. Один за другим они находили способы покинуть пределы земной тверди и сделать первый шаг в пустынный космос. Так были исследованы планеты и спутники всех обитаемых звездных систем. Следующей целью стали просторы Течения...
Spelljammer - самый чарующий и неповторимый из миров AD&D. Он не привязан к отдельным странам и даже планетам. Нет, Spelljammer - это великая история о тех смельчаках, которые странствуют между хрустальными сферами разных миров при помощи кораблей, оборудованных особыми магическими устройствами, занимаясь торговлей, занимаясь торговлей, исследованиями и, увы, войнами.
История Spelljammera'а не столь длинна, как у других миров. Первые сеттинги появились на свет уже в дни второй редакции AD&D и сразу же покорили сердца многих игроков. Воистину, такого еще во Множественной Вселенной не случалось! Уникальным образом, сочетая элементы научной фантастики и хардкоровой фэнтези, Spelljammer доставил массу удовольствия любителям обоих этих направлений.
Итак, мир Spelljammer - это безбрежные просторы флогистона, в которых плывут хрустальные сферы. Внутри каждой сферы находится свое солнце, вокруг него вращаются планеты, по планетам ходят толпы приключенцев. Флогистон - самое горючее вещество из существующих во вселенной, и многие милитаристски настроенные маньяки пытались использовать его в качестве оружия. К счастью, мир устроен таким образом, что флогистон никогда не может попасть внутрь хрустальной сферы. Соответственно, во время межсферных перелетов пассажирам летающих кораблей настоятельно рекомендуется воздержаться от курения.
Взаимоотношения Spelljammer с другими мирами AD&D складываются очень по-разному. На момент выхода первого сеттинга из этой серии наиболее раскрученными были вселенные Forgotten Realms, Dragonlance и Grayhawk. Существует вполне правдоподобное мнение, что TSR выпустила Spelljammer в качестве связующего, элемента между этими сферами. Однако и игроки, и мастера быстро поняли, что основной потенциал этого мира лежит в нем самом, не в той вспомогательной функции, которую он мог нести. В результате только Забытые Королевства сделали попытку подмять Spelljammer под себя, но не очень-то в том преуспели. Вообще, на Ториле, родной планете Forgotten Realms, сосуществуют, как мы уже рассказывали, сразу несколько AD&D-сеттингов. Из них с миром Spelljammer и его основными обитателями наиболее тесные контакты поддерживает континент Кара-Тур. Из остальных вселенных большинство более или менее контактирует со Spelljammer, за исключением разве что Dark Sun и Gamma World. Загадочней всего обстоит дело с Ravenloft. Существуя на правах полуплана, этот мир сообщается с океаном флогистона тем же непонятным способом, которым он соединяется и с прочими мирами.Туман, туман, этот необъяснимый туман... Есть, впрочем, такое мнение, что некоторые острова Ravenlofta'а представляют собой на самом деле изолированные участки "дикого космоса", какими-то силами помещенные внутрь Плана Ужаса.
Передвигаясь в открытом пространстве, летающие корабли несут вокруг себя сферу воздуха, которой обычно хватает на весь полет. Более того, подобные сферы (только меньшего диаметра) образуются вокруг любого существа или предмета, попавшего в пустоту. Впрочем, надолго покидать корабль не рекомендуется - экологическая система космоса включает в себя несколько малоприятных форм жизни, в том числе летающих акул, которые не прочь полакомиться зазевавшимся матросом. Впрочем, это далеко не самые страшные опасности, которые поджидают экипажи судов в открытом пространстве...
От сферы к сфере летает множество кораблей, построенных и управляемых существами самых разных рас. Здесь можно встретить и легкие курьерские клиперы, и неповоротливые дредноуты гномов, похожие на летающие крепости, и маневренные шхуны пиратов, и смертельно опасные, похожие на пауков, корабли неоги. Эта раса бездушных и безжалостных арахнидов стала сущим проклятием Spelljammer. Неоги занимаются работорговлей, и любая встреча с их кораблем в открытом космосе означает неизбежное сражение. И горе побежденным, ибо неоги не прочь, и полакомиться человеческой плотью! Но, как бы ни были сильны неоги или хитры и богаты арканы, не они являются доминирующей силой в мире Spelljammer. На секретных базах, на низких орбитах заброшенных планет в безымянных сферах скрывается исполинская мощь эльфийского флота, огромной армады боевых кораблей, которую смело можно считать самым могущественным государством открытого пространства. Флот поддерживает контакты практически со всеми сухопутными анклавами своих сородичей и в случае необходимости вступается за них. На вооружении космических эльфов стоят последние достижения, как науки, так и магии, и в открытом бою с их эскадрами столкнуться не хотел бы никто.
Неоги
Эти порождения глубокого космоса успели проникнуть практически во все хрустальные сферы, став их сущим проклятьем. Их флотилии постоянно дрейфуют от сферы к сфере в поисках богатства, силы и рабов. Никто не застрахован от встречи с неоги ни в ближнем космосе, ни даже в океанах флогистона. Иногда эти бродяги оседают на поверхностях планет, создавая укрепленные базы для дальнейших экспансии, но чаще в качестве крепостей выступают необитаемые астероиды. Столкновение с неоги в космосе смертельно опасно, но есть те, кто нарочно ищет его. Жители пространств Spelljammer, как раса Ва или эльфийский имперский флот, ищут пристанища неоги и разоряют их дотла.
Spelljamming
Название мира проистекает из уникальной способности некоторых представителей разумных рас. Spelljamming - умение управлять кораблем в космическом пространстве, а также в потоке флогистона. Делается это при помощи специального магического устройства - шлема. Оператор может задать только основной импульс движения судна, а вот более точное маневрирование ложиться на плечи команды, которая применяет для этого весла, паруса или паровой двигатель - тут уже зависит от конкретной конструкции корабля и того на чьих верфях он построен. Spelljamming - небезопасное занятие Использующие его волшебники рискуют впасть в особое шоковое состояние или же, напротив, дойти до полного упадка сил.
А как там с молитвами?
Spelljammer - сущий ад для всех клериков. Материя флогистона абсолютно интерна и не пропускает их молитвы, обращенные к небесным покровителям. Магия же, напротив, используется на летающих кораблях вовсю.